Вых
( )
28/02/2013 11:16:55
09. Первый остров Французской Полинезии - Факарава

Еще одни суки плаванья – и вот то справа, то слева по ходу движения корабля стали появляться небольшие острова. Это первые атоллы самых восточных архипелагов Французской Полинезии.



Первым островом Полинезии, к которому подошла «Марина» в этом круизе, стала Факарава. Перед тем как сойти на берег, всем пассажирам лайнера, не являющимся гражданами Евросоюза, нужно пройти встречу с французскими пограничниками для сверки личностей и проверки паспортов с визами. В обычных круизах подобное мероприятие, как правило, отнимает пару драгоценных часов в порту. Но в круизах премиум-класса иной подход. Два пограничника на самолете вылетели из Таити на остров Пасхи (полагаю, что отнюдь не на бюджетные деньги Республики Франция, а за счет круизной компании ), там погрузились на лайнер и провели 5 дней на его борту, питаясь и отдыхая наравне с пассажирами. А за день до прибытия на Факараву – по-быстрому произвели необходимые пограничные процедуры. Притом настолько быстро и не вдаваясь в детали, что печати о прибытии во Французскую Полинезию нам с женой влепили не в Полинезийские визы, а в визы Новой Каледонии. Выходит, зря я осенью суетился, наезжая на консульство Франции в Москве и получая две визы – здесь, под жарким тропическим солнцем, местной власти тонкости французского миграционного законодательства глубоко безразличны.

Итак, Факарава (Fakarava) он же - атолл Витгенштейна, полинезийское название – Хаваики, что переводится как «Жопа Конец мира» - атолл в архипелаге Туамоту. Расположен в 560 км к северо-востоку от Таити. Был открыт исконно русским путешественником Фаддеем Фаддеевичем (а если правильнее – то Фабианом Готлибом ) Беллинсгаузеном в 1849 году, но к сожалению к счастью русской колонией не стал. Уже на следующий год на остров прибыли французы, где и успешно пребывают до нынешнего времени. Атолл имеет форму почти что правильного прямоугольника, длина которого составляет около 60 км, а ширина - 25 км.



Лагуну с океаном соединяют два прохода – северный Garuae Pass и южный Tamakohua Pass. Рядом с проходами находятся два основных населенных пункта атолла - Тетаману с одной из первых католических церквей, датируемой 1874 годом, на юге, и Ротоава на севере, рядом с которым расположен аэродром. Население атолла – около 900 человек. До 70-х годов ХХ века основным источником доходов для местных жителей было производство кокосовой койры, а после того как в 1973 году хитрый китаец Роберт Ван изобрел промышленное производство черного жемчуга, на Факараве занялись его выращиванием. В последнее время потихоньку начинает развиваться туризм. Туристов привлекает уникальная лагуна Факаравы, являющаяся классифицированным заповедником ЮНЕСКО.

«Марина» вошла в лагуну через северный проход и встала на якоре напротив Ротоавы. На воду спустили тендеры, и тысяча с лишним озверевших от 5-дневного вынужденного нахождения на борту туристов устремились на берег.
Атолл в районе Ротоавы – тянущаяся на несколько десятков километров узкая (шириной 100-150 метров) поросшая кокосовыми пальмами



полоска земли, зажатая между ревущим океаном с одной стороны



…и спокойными водами лагуны – с другой. Со стороны лагуны через каждые 100-200 метров расположены симпатичные маленькие пляжики



…на которые большинство туристов и устремилось в первую очередь. Вдоль всего острова тянется единственная дорога



… по которой изредка проезжают автомобили весьма колоритного вида



Вдоль дороги – небольшие домики, в которых и проживает местное население, а также расположены магазины типа «сельпо», единственная школа, местная больница и немногочисленные офисы. Вот так, к примеру, выглядит на Факараве представительство местной авиакомпании Air Tahiti



Солнце движется к зениту, становится все жарче, поэтому следом за всеми давайте погрузимся в прозрачные теплые воды лагуны. Дно в лагуне песчано-коралловое, в связи с этим для захода в воду крайне рекомендуются коралловые тапки. Иначе острые кораллы моментально порежут ноги лучше любой бритвы. Уже в нескольких метрах от берега начинаются коралловые сады, впрочем, по сравнению с Мальдивами или Красным морем близ Шарм-эль-Шейха – достаточно бедные. А подводной фотосъемке препятствует постоянно присутствующая в воде взвесь из мельчайшего кораллового песка.





Впрочем, отплыв подальше от берега, если повезет, можно встретить небольшого ската или морских звезд



А если не повезет – то можно встретить и акулу, одну из тех, которые изредка заплывают в лагуну!



Так что давайте не будем искушать судьбу и вернемся на берег. А на берегу по случаю прибытия туристов уже развернулся стихийный рынок, на котором местное население норовит впарить вам всевозможные украшения из черного жемчуга.

Итак, черный жемчуг Французской Полинезии. Уникальное явление природы и одновременно с тем – грандиозная афера ХХ века!
Только в лагунах островов Французской Полинезии живут устрицы Маргарита, которые производят жемчуг различных оттенков серого и черного цвета. Этих устриц пытались выращивать и в Японии, и в Австралии – но устрицы оказывались патриотками и на чужбине жемчуг не производили. Естественно, столь уникальные жемчужины ценились крайне высоко – крупная жемчужина правильной формы, созревавшая внутри тела моллюска долгие годы, могла стоить тысячи долларов! Но в 1973 году во Французскую Полинезию из Китая прибыл хитрый предприниматель Роберт Ван, который придумал способ выращивания уникального черного жемчуга ускоренными темпами. Теперь ловцам жемчуга не нужно, задерживая дыхание, нырять на десятки метров и собирать сотни и тысячи моллюсков для того, чтобы в теле одного из них отыскать драгоценное новообразование. Теперь выловленным моллюскам аккуратно приоткрывают створки…



…и внутрь их тела аккуратно помещают…

Да знаю я! – прервет меня читатель. Внутрь помещают песчинку, на которой со временем нарастет перламутр. А устрица все это время проведет в специальном садке, так что вылавливать ее снова не нужно. Так делают еще со времен Клеопатры. Тоже мне, открыл секрет!

А вот и хуй! Роберт Ван не был бы хитрым китайцем, если бы помещал в тело устрицы песчинку и потом ждал несколько лет, пока жемчужина вырастет. А ведь может и не вырасти! Поэтому на фермах Роберта Вана в тело моллюска сразу помещают пластмассовый шарик диаметром 6-8, а то и 10-12 миллиметров…



… который впоследствии и станет ядром (а также – и большей частью!) крупной и идеально круглой жемчужины!



Таким образом, в крупных черных жемчужинах, которые современные модницы покупают за тысячи долларов, реального перламутра не более 1 миллиметра, а чаще – и того меньше! Все остальное – пластик, как и в любой другой китайской подделке. А Роберт Ван благодаря своим жемчужным фермам во Французской Полинезии стал миллиардером и периодически поебывает наших гламурных кис светских львиц



Выращенный на островах жемчуг сортируется и классифицируется. Жемчужины высшего и среднего качества отправляются на ювелирные фирмы Европы и Азии, там из них изготавливают украшения, продаваемые потом по всему миру. Жемчужины низкого качества остаются на островах. Здесь из них местные умельцы кустарным образом изготовляют ожерелья, серьги и кольца, которые пытаются впарить туристам за какие-то жалкие несколько сотен евро. Отсюда кстати и пошла легенда о том, что черный жемчуг во Французской Полинезии купить можно «буквально за копейки». Купить-то его, безусловно, можно… вопрос лишь в том, какого качества будет купленный жемчуг.
Совсем же некондиционный жемчуг на Факараве идет на отсыпку дорог ландшафтный дизайн.



Подобные коралловые тумбы, украшенные ракушками и жемчужинами, в изобилии попадаются на острове. Как говорится, подходи кто хочешь, бери сколько хочешь! И жемчуг, лежащий здесь, не шибко отличается от того, из которого изготавливают продаваемые на острове украшения. Одна дама из русской группы набрала на острове целую пригорошню некондиционного черного жемчуга, собираясь по возвращении украсить им ошейник своего пекиннеса Видимо, чтобы подруги передохли от зависти

Ну а напоследок – пару слов о погоде. Сейчас, в разгар лета в Южном полушарии, здесь, на Факараве жарко. ОЧЕНЬ жарко. В тени +30, а на солнце – просто ад кромешный. Да еще и влажно до кучи – почти всегда ночами, а порой и днем льют тропические ливни. Вроде бы как, местной зимой (то есть когда в Европе лето) здесь не так жарко и сухо. Но то ведь зимой… И в связи с этим мне не очень понятно, по какой причине Французская Полинезия считается дорогим и модным курортом. Ведь ехать отдыхать в теплые края для обеспеченного европейца имеет смысл лишь в промозглую европейскую зиму. Но в это время климат Полинезии совсем не располагает к отдыху – скорее, побуждает к активному поиску кондиционера или хотя бы тени. Поэтому, скорее на корабль – там, в каютах, долгожданная прохлада! А впереди – Бора-Бора, прославленный на весь мир безумно дорогой курорт. Может быть, там и климат получше?