|
|
|||||||
Первая остановка лайнера – остров Робинзона Крузо. Это самый большой из трех островов архипелага Хуана Фернандеса. Площадь острова - 96,4 кв.км., расстояние до материка – 667 километров, население – около 600 человек, большинство проживает в единственном населенном пункте на острове – поселке Сан-Хуан-Батиста, представляющем из себя 2 частично асфальтированные улицы – одна идет вдоль береговой линии, вторая – перпендикулярно первой Острова были впервые открыты 22 ноября 1574 года испанским мореплавателем Хуаном Фернандесом. Первый остров, нынешний остров Робинзона Крузо, он назвал Mas a Tierra, что в переводе означает «ближайший к материку». Вторым он обнаружил Mas Afuera («дальнейший от материка»), сегодняшний остров Александра Селькирка. Нынешние наименования острова приобрели в 1966 году, с целью привлечения на архипелаг туристов. Вообще, если верить справочникам, источников доходов для населения острова два - ловля омаров… …и туризм. Не знаю, как с омарами, но с туристов на острове реально пытаются содрать по три шкуры. Остров Робинзона Крузо – единственное на моей памяти место, где в официальном информационном центре (расположенном в непосредственной близости от причала) с меня запросили за карту местности аж 4 доллара США (обычно карта выдается совершенно бесплатно). Впрочем, скачанная из инета карта острова у меня была с собой... ...а остров изобилует информационными столбиками, указывающими направление движения ко всем достопримечательностям За всю историю острова на нем произошли всего лишь три знаменательных события, на которых ныне и строится вся туристическая инфраструктура. Во-первых, с 1704 по 1708 год на острове в одиночестве прожил английский моряк Александр Селкирк, послуживший прототипом главного героя в романе Даниэля Дефо «Робинзон Крузо». В отличие от литературного героя, Селкирк, шотландец по национальности, седьмой сын сапожника из села Лоуэр Ларго, расположенного недалеко от Эдинбурга, не был жертвой кораблекрушения. В 1704 году корабль, штурманом которого он являлся, подошел к необитаемому острову в южной части Тихого Океана для пополнения запасов питьевой воды. Селкирк сообщил капитану, что корабль находился в плохом состоянии и нуждался в срочном и серьезном ремонте. На отказ капитана прервать плавание и заняться ремонтом Селкирк заявил, что он лучше останется на острове, чем снова взойдет на борт. Капитан не стал возражать, и Селкирк был высажен на берег, с небольшим запасом еды и табака, ножом, ружьем, подзорной трубой и Библией. Что, между прочим, спасло ему жизнь. Селкирк был прав: корабль попал в шторм у берегов Перу и затонул почти со всей командой. Моряк провел на необитаемом острове 4 года и 4 месяца. В пещере на берегу он обустроил себе жилье, а в седловине между двумя горными вершинами – самой низкой точке, откуда можно наблюдать за океаном одновременно как к северу, так и к югу от острова – наблюдательный пункт. Практически каждый день он поднимался на высоту более 500 метров и высматривал корабль, который мог его спасти. Проблема заключалась в том, что это должен был быть именно английский корабль – испанцы, с которыми англичане в то время воевали, не стали бы спасать Селкирка, а скорее всего, повесили бы его на ближайшем дереве. Дважды он видел корабли, но оба раза это были испанцы. Один из кораблей даже причалил к острову с целью пополнения запасов пресной воды, однако Селкирк спрятался, и испанцы не обнаружили следов его пребывания на острове. И лишь в 1708 году Селкирк увидел британский корабль, зажег заранее подготовленный костер, и капитан Роджер Вудс, увидев дым костра на острове, считавшимся необитаемым, направил к острову вооруженный отряд для прояснения ситуации, который и доставил на корабль невольного отшельника. Ныне на острове можно осмотреть пещеру Селкирка и тот самый его наблюдательный пункт. Если пещера не представляет ничего интересного, то визит к наблюдательному пункту Селкирка – это небольшое приключение. Вверх по горам, через леса и национальный парк к нему ведет обустроенная тропа протяженностью 2.7 км., поднимающаяся вверх более чем на 500 метров. По пути можно увидеть сосновые леса и мощные эвкалипты птичек колибри, напиться из настоящего горного родника, а если пойдет дождь или начнет припекать солнце – укрыться от них лопухом, который Робинзон Крузо использовал в качестве зонтика Вроде как это какое-то эндемичное растение, произрастающее исключительно на этом острове! А когда, десять раз прокляв идиотскую идею пуститься в этот путь и трижды подавив желание вернуться назад, ты достигнешь вершины – оттуда откроется великолепный вид! Второе событие, оставившее свой след на острове – использование его в начале XIX века испанцами для ссылки чилийских революционеров, боровшихся за независимость своей родины. С тех пор на острове остались так называемые «пещеры патриотов», в которых жили ссыльные Кстати, репрессии испанцам не помогли – уже в 1818 году Чили обрела независимость от ослабленной и завоеванной Наполеоном Испании, а один из изгнанников стал президентом молодой Республики. Наконец, третье событие, оставившее свой след на острове – гибель в бухте Cumberland в 1915 году немецкого бронепалубного крейсера «Дрезден». Мощный и скоростной крейсер, во время Первой Мировой войны изрядно навредивший английскому судоходству в Тихом океане, стал единственным немецким кораблем, спасшимся в бою у Фолклендских островов Он ушел от преследования сначала благодаря своим турбинам, а затем - спасительному туману. Однако из-за перегрузок двигатель был поврежден, а запасы угля и снарядов – исчерпаны. Английская эскадра преследовала крейсер, и наконец, 14 марта 1915 года он оказался блокированным в бухте острова Робинзона Крузо рядом с поселком Сан-Хуан-Батиста. После того как англичане начали расстреливать его в упор (следы от разрывов английских снарядов до сих пор видны), крейсер поднял белый флаг и выслал в качестве парламентера лейтенанта (позднее – хорошо известного нам адмирала) Канариса. Пока лейтенант Канарис компостировал англичанам мозги, команда крейсера открыла кингстоны и, распевая песню «Врагу не сдается наш гордый Варяг» утопила «Дрезден» на хер! Сейчас останки крейсера покоятся на глубине 60 метров, привлекая аквалангистов со всего мира, а над ними резвятся в воде тюлени Да в огородах местных жителей периодически встречаются 52-милиметровые корабельные орудия Впрочем, не факт что эти орудия имеют хоть какое-то отношение к «Дрездену». Из остальных достопримечательностей острова стоит упомянуть форт Санта-Барбара построенный в 1750 году испанскими поселенцами для защиты от английских корсаров (типа того же Александра Селкирка ), пиратствовавших в тех краях, а также… местное пиво!!! Удивительно, но на острове с населением в 600 человек расположен небольшой пивзавод, на котором варят аж 2 сорта великолепного пива. Впрочем, пиво, которое не стерилизуют, не пастеризуют, не возят не сотни километров, а употребляют на месте приготовления, по определению не может быть плохим. С туристов за бутылочку 0.33 предприимчивые островитяне в мини-ресторанах, организованных на верандах собственных домов берут 2500 CLP или $5. За дополнительные деньги могут поджарить свежевыловленного омара. Однако омаров мы заказывать не будем, ограничимся одним лишь пивом – ведь уже через час «Марина» отправляется в четырехдневный переход до острова Пасхи, а в ресторанах лайнера премиум-класса омары подаются каждый день, и абсолютно бесплатно! |