|
|
|||||||
Закон о приоритете восстановительного ремонта над денежной компенсацией по ОСАГО вступил в силу 28 апреля. Распространяется он на новые договоры обязательной «автогражданки». На первом этапе действия закона «натуральное» возмещение будет применяться в 30% случаях. ЦБ пообещал лицензионные санкции страховщикам, которые не обеспечат должное качество ремонта. Теперь при продаже полиса ОСАГО или при принятии заявления от клиента на страховое возмещение страховщик предложит список станций технического обслуживания (СТО), с которым у него заключены договоры. Закон определяет требование к таким станциям и к восстановительному ремонту в целом, которые страховщик должен соблюсти. Расстояние до СТО либо от места ДТП, либо от места жительства автовладельца (по выбору) должно составлять до 50 км. Срок ремонта автомобиля должен составлять не более 30 дней, за каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5% от суммы возмещения. Гарантийный срок на ремонт составляет полгода и один год на кузовные и лакокрасочные работы. Автомобили не старше 2 лет, имеющие гарантию, должны ремонтироваться соответствующих СТО, которые имеют право проводить работы, с сохранением гарантии. Если компания в состоянии обеспечить эти условия, то восстановительный ремонт обязателен. Если нет, то выплата производится деньгами. «Однако здесь стоит несколько раз подумать, прежде чем отказываться. Например, станция может находиться на расстоянии не в 50, а в 60 километрах от вас. Это не такая уж большая разница, но в случае денежной выплаты будет учитываться износ, соответственно, она будет гораздо ниже, чем при возмещении в натуральной форме», — говорит президент РСА Игорь Юргенс. Согласно закону, автовладелец имеет право предложить свою станцию, однако это необходимо согласовать со страховой компанией. Документ устанавливает ряд случаев, когда приоритет восстановительного ремонта не действует: причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, смерть потерпевшего, полное уничтожения автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО (400 000 рублей). Кроме того, денежное возмещение может быть выплачено отдельным категориям инвалидов. В РСА считают, что на первом этапе только в 30% случаях возмещение вреда будет осуществляться путем ремонта. В перспективе года — это около 10 млн автомобилей, сказал на пресс-конференции директор департамента страхового рынка ЦБ Игорь Жук. Первые результаты от новой формы возмещения регулятор рассчитывает подвести через 6 мес. Тогда же РСА, Минфин и ЦБ смогут проанализировать «неработающие в законе места» и устранить их, говорит директор РСА Евгений Уфимцев. Банк России проверит страховые компании на предмет добросовестного исполнения закона. Страховщики на своих сайтах должны опубликовать реестр СТО, с которыми они сотрудничают. Если в отношении компании будут жалобы от потребителей, то такой страховщик вначале лишится права на возмещение ущерба путем ремонта, после и лицензионные санкции, заверил журналистов Жук. «Пострадавший должен получать автомобиль в исходном состоянии до ДТП с наименьшими проблемами для него. Страховая компания должна обеспечить качество ремонтных работ», — сказал он. По мнению Жука, регулятор, к сожалению, ожидает жалоб от потребителей на новую форму возмещения. Избежать их не удастся, поскольку сейчас трудно просчитать, какие риски «натуральная» форма возмещения несет для автовладельцев, признает заместитель директора департамента финансовой политики Минфина Вера Балакирева. «Потребители все разные. Кто-то будет удовлетворен качеством ремонта, кто-то будет не удовлетворен», — добавила она. |