Фильм «Кочевник» - основные замеченные несоответствия.
Вкратце, опустив все заказные моменты про героических казахов и тупых трусливых джунгар, а также «некитайские восточные единоборства», остановлюсь только на ляпах, которые для исторического фильма недопустимы.
1. Странно, но в переводе на русский язык годы наибольшего натиска джунгар названы «временами бедствий с кровавыми мозолями на ногах», хотя любой казах переведет слова «ак табан» как «белая пятка». Казахское название этих событий 1720-х годов – «ак табан шубурынды» (букв. «бедствие белых пяток»). По народной этимологии, казахам так быстро пришлось бежать от джунгар, бросив свои стада и имущество, что люди бежали даже пешком, скидывая обувь для облегчения бега, а пятки бегущих белели в темноте. Неправильный перевод.
2. Одежда Толе-бия более напоминает одежду сартов (тюркизированного оседлого населения Средней Азии), или одежду бедного казаха из оседлого поселения середины-конца XIX века, чем одежду казахского бия (родового старшины) начала XVIII века. Анахронизм + исторически неверно.
3. Толе-бий (1663-1756) был улу-бием (главным бием) всего объединения трех Жузов и выполнял роль судьи. После распада объединения занимал должность судьи Старшего Жуза и одно время управлял Ташкентом. В 1749 г. безуспешно просил о принятии в русское подданство. Бедный мудрец Толе-бий – фантазия сценариста. Исторически неверно.
4. На момент Анракайской битвы (1730) Толе-бию было 67 лет. Нестареющий мудрец-оборванец – выдумка сценариста. Исторически неверно + анахронизм.
5. Аблай-султан (он же Абиль-Мансур) родился в роде Атагай с семье Вали-султана из Среднего Жуза в 1711 г. Однако в фильме всячески подчеркивается, что Аблай-султан родился в то время, когда правил джунгарский хунтайджи Галдан Цэрэн (1695-1745), который вступил на престол в 1727 г. Анахронизм.
6. В ходе фильма постоянно используются кони современных пород, хотя для Казахстана и Джунгарии XVIII века иконографически зафиксированы как рослые верховые кони типа карашарских коней, так и малорослые кони монгольской породы. Численно преобладали последние. Исторически малодостоверно.
7. Правителя Джунгарии Галдан Цэрэна постоянно именуют ханом, хотя с 1635 по 1745 в правящем джунгарском роде Чорос был только один хан – Галдан Бошокту-хан (1645-1697), получивший этот титул от Далай-ламы. Вплоть до смерти Галдан Цэрэна все джунгарские правители (исключая Галдан Бошокту-хана) все джунгарские правители носили титул хунтайджи. Когда после смерти Галдан Цэрэна и феодальной междоусобицы 1745-1755 годов власть перешла к боковым ветвям рода Чорос (Дабачи), на звание хана стали претендовать многие нойоны, однако реальной власти они не получили. Исторически неверно.
8. Постоянно встречающийся в кадре Абулхаир-хан (1693-1748), якобы собиратель казахских земель (неудачливый, в противовес главному герою), принявший русское подданство в 1731 г. первым среди всех казахских ханов, являлся ханом Младшего Жуза. По сравнению с аристократией Среднего Жуза, к которой относился и Аблай-султан, аристократия Старшего и Младшего Жузов считалась менее родовитой, и аристократы Среднего Жуза неоднократно выражали свое презрительное отношение к Абулхаир-хану, что и вызвало раздоры среди казахов даже после удачной для них Анракайской битвы (1730) с джунгарами, победа в которой стала возможной во многом благодаря именно талантам Абулхаир-хана. Исторически неверно.
9. Султаны не являлись вершиной феодальной иерархии казахского ханства – наверху находились ханы-чингисиды, далее – султаны-чингисиды, ниже – родовые старшины – бии, внизу – свободные общинники. А вне системы – рабы-иноплеменники. Представление Вали-султана могучим феодалом не имеет под собой никаких оснований. Исторически неверно.
10. Вали-султан, отец Аблай-султана, не мог править в г. Туркестан – в городе в 1711 г. располагалась ставка Тауке–хана (1680-1718). В лучшем случае он мог там проживать в городском имении. Исторически неверно.
11. Джунгарские послы еще в конце XVII века сообщали русским воеводам, что вокруг городских поселений, контролируемых казахскими ханами (в т.ч. и вокруг Туркестана) имелись обширные пригороды, заселенные оседлым населением. В фильме Туркестан стоит одинокий, как перст, посреди степи. Исторически неверно.
12. Ставка джунгарского хунтайджи при Галдан Цэрэне располагалась на реке Или в окружении больших садов, о чем сохранились указания бадахшанского хрониста Мухаммеда Сангина – один из бадахшанских эмиров, будучи в заложниках у Галдан Цэрэна, умер в его ставке и был похоронен среди роскошных садов джунгарского хунтайджи. Однако ставка Галдан Цэрэна выглядит нарочито бедно и слишком «по-степному». Исторически неверно.
13. Галдан Цэрэн, ревностный буддист, преследующий шаманизм, на протяжении всего фильма пользуется услугами главного шамана. Однако первые законы в Монголии, направленные против шаманизма, были приняты еще в ходе визита Далай-ламы в ставку Алтан-хана Тумэтского на урочище Цока в Хухэ-норе в 1578 г., а в 1650-х годах их подтвердил великий ойратский просветитель Дзая-пандита Намкай Джамцо. В далеких аила услугами шаманов пользовались еще в начале ХХ века, но в ставке хунтайджи, многие родственники которого являлись иерархами ламаистской церкви, и само имя которого было тибетским (dGa-lDan Tshe Ring – Радостное Долголетие), появление шамана было для шамана равносильно самоубийству. Например, отец Галдан Цэрэна Цэвэн Равдан сжег своего зятя за занятия ворожбой. Исторически неверно.
14. Галдан Цэрэн являлся непримиримым врагом династии Цин, однако в фильме его показывают в головном уборе того типа, который жаловался от Цинских императоров старшинам алтайских народов. Исторически неверно.
15. Галдан Цэрэн носит дээл с левой полой, имеющей ступенчатый вырез (энгэр), что характерно для периода цинского господства в Монголии. Традиционный монгольский дээл не имел такого покроя – изменения в покрое были специально введены Цинами, а традиционный покрой дээла с «гладкой» полой (т.н. южносибирский тип) был оставлен только для лам. Принятие одежды иного государства в рассматриваемую эпоху считалось равносильным признанию своего вассалитета. Галдан Цэрэн неоднократно громил войска Цинов и вассалитета не признавал. В целом, Галдан Цэрэн по одежде и головному убору поход не на самостоятельного могучего повелителя, а на мелкого данника Цинской империи из Тувы. Исторически неверно.
16. Даже если сейчас спросить казаха о том, кто он, он назовет не только нацию, но и жуз, и род, и даже его ветвь. А когда Аблай и Эрали гордо именуют себя казахами и гордятся тем, что не знают своего рода – это совсем не по-казахски. Тенденция искоренить память о родоплеменном делении казахского народа относится уже к ХХ веку. Исторически неверно + анахронизм.
17. Галдан Цэрэн приказывает пленному Аблаю приветствовать его по казахскому обычаю как вышестоящего. Аблай говорит, что кланяться не будет, а по обычаю приложит руку к сердцу. В XVIII веке казахи приветствовали своих султанов спешиванием и преклонением одного колена. В юрте было необходимо приблизиться к султану и преклонить колено, а султан клал в знак приветствия руку на плечо гостю. Потом гость должен был встать и пятиться в ту сторону, куда он должен был сесть в соответствии со своим положением – на правую или левую сторону, ближе к выходу или ближе к султану. Иногда место указывал сам хозяин. Так что гордые слова Аблая о казахских обычаях – красивая выдумка. Исторически неверно.
18. Галдан Цэрэн не мог жить «по законам степи», т.к. с 1640 г. в Джунгарии действовал свод законов «Их Цаадз», принятый в ходе большого хурала, созванного основателем Джунгарского государства Эрдэни Батур-хунтайджи. Это законодательство, с некоторыми дополнениями, введенными после 1671 г. Галдан Бошокту-ханом, применялось в Джунгарии до самой гибели государства в 1755 г., а у волжских калмыков применялось при разборах дел между самими калмыками вплоть до самой Великой Октябрьской революции 1917 г. Так что апелляция пленного Аблая к «степным законам» выглядит смешно. Исторически неверно.
19. Супруга Галдан Цэрэна пытается отравить Аблая, нацедив змеиного яда в молоко. Совершенно бессмысленно - при отсутствии открытых ран в пищевом тракте (элементарно здоровые рот и горло - без ссадин и ранок) змеиный яд разлагается и не оказывает отравляющего воздействия на человека. Змеиный яд действует при попадании в кровь. Полная бессмыслица.
20. У Галдан Цэрэна не было сына Шарыша (кстати, в казахских легендах упоминается, что Шарыш был зятем Галдан Цэрэна – не усилили ли казахские сценаристы драматизм момента, сделав легендарного Шарыша сыном Галдан Цэрэна?). Само имя Шарыш невозможно в монгольских языках, но хорошо соответствует фонетике казахского языка. Согласно генеалогии рода Чорос, составленной Г.Ф. Миллером (кстати, современником событий), у Галдан Цэрэна были следующие сыновья (орфография по Миллеру) – Бициган Цаган (1733 – после 1750), Лама Дорджи (1728-1753) и два сына от наложниц – один примерно 1723 г.р. и второй 1740 г.р. По родословной Чоросов, составленной современным исследователем В.И. Колесником, Галдан Цэрэн имел 3 сыновей – Цэвэн Даши, Цэвэндорджи Намджил, Лама Дорджи. В любом случае, никакого сына, павшего от руки казахов, Галдан Цэрэн не имел – овладевший ханством в 1750 г. Лама Дорджи был убит Амурсаной в 1753 г., Бициган Цаган в 1750 г. ослеплен своим братом Ламой Дорджи в ходе междоусобной борьбы, сыновья от наложниц были слишком малы, чтобы участвовать в каких-либо битвах при жизни отца. А факт того, что в Анракайской битве Аблай сразил джунгарского богатыря Шарыша, почерпнут из позднейших степных преданий. Надо сказать, что до 1738 г. имя Аблая вообще не встречается в источниках, а данные о его жизни в детстве и юности основаны на устной традиции. Прослеживается сильное влияние казахского фольклора («Сказание о том, как мальчик-сирота Абиль-мансур искал родичей-казахов»). Исторически неверно.
21. Прическа джунгар – странное смешение монгольской прически с косицами на висках и маньчжурской прически с выбритой передней частью головы и косой на затылке. В одном народе разные прически не носили по вполне простой причине – в том регионе в тот период прическа, как и одежда, являлись символами национальной независимости. Исторически неверно.
22. Головной убор дочери Галдан Цэрэна более напоминает головные уборы казахских и киргизских женщин – сфероконическая или коническая шапочка, отороченная мехом. Исторически неверно.
23. Шлем с рогами у джунгарских воинов, как показывают в фильме, не существовали. Рога на шлемах были у персидских и индийских воинов, но не у джунгарских. Рога на головном уборе у монгольских народов могут быть только на головном уборе (махайвч) шамана. Исторически неверно.
24. Джунгарские воины в фильме поголовно носят цинские шлемы цилиндроконической формы с козырьком. Реально такие шлемы могли использоваться, но не в столь массовых количествах. Высшие военачальники часто носили шлемы характерной «вазообразной» формы, применялись и цельнокованые полусферические шлемы, причем ни те, не другие в фильме не показаны. 100% ошибкой признать нельзя, но следует отметить, что с цилиндроконическими шлемами в фильме произошел явный перебор.
25. Меч «главного злодея» (играет его, если правильно понимаю, Марк Дакаскос) имеет форму клинка, характерную для тибетского баданга. Это вполне вероятно – джунгары оказывали сильное военно-политическое воздействие на Тибет и имели тесное общение с тибетцами до 1750 г., но перекрестье такой формы у монгольского клинкового оружия не имеет никаких исторических аналогий и подтверждений. Исторически неверно.
26. В фильме при попадании стрелы всадник всегда падает с коня, как при попадании из ружья. В жизни такое возможно лишь в ряде случаев - при болевом шоке, вызванном попаданием стрелы в определенные точки на теле с поражением нервных центров и жизненно важных органов. Обычно пораженный стрелой воин погибал от потери крови. По челобитной служилого литвина Осипа Михалевского, монголы и киргизы попали в него стрелами несколько раз, даже пробили стрелой шлем, но он продолжал сражаться саблей и зарубил киргизского князя. В ходе русско-цинского противостояния 1680-х годов имел место случай, когда монголы отрезали от основной массы русских войск одного казака и расстреляли из луков. На теле убитого насчитали 12 ран от стрел, которые не привели к моментальной гибели казака. История завоевания Сибири свидетельствуют, что при хорошем оснащении воинов доспехами потери от стрел очень малы - воин чаще получает ранения, пусть и многочисленные. Своевременные перевязки и уход за раной обеспечивают полную реабилитацию раненного в кратчайшие сроки. Ошибкой на 100% назвать нельзя, но все же натяжки видны.
27. В Центральной Азии не было традиции накрывать павшего воина каким-либо флагом. Однако последняя почесть Эрали оказывается именно таким современным способом. Исторически неверно.
28. Доспехи джунгарских воинов критики не выдерживают. Хотя бы потому, что в XVIII веке среди джунгар начинает преобладать кольчуга и бригандина. Что изображено в фильме – определить как конкретный вид доспеха трудно. Скорее всего, это называется «доспех полунатуральный из искусственной ламели маде ин Казакфилм». Исторически малодостоверно.
29. В плен к джунгарам Аблай попал в 1742 г., когда джунгары нанесли сокрушительные поражения казахам в ходе войны 1739-1742 годов и прижали их к русским границам. Для вызволения принявшего в 1740 г. русское подданство Аблая к Галдан Цэрэну ездил с посольством майор Карл Миллер. Галдан Цэрэн уступил требованию России под гарантии России о контроле за действиями казахских ханов (в общем, весьма эфемерном, что понимали обе договаривавшиеся стороны) и недопущении новых попыток набегов русскоподданных казахов на западные границы Джунгарии. Кроме того, взамен казахи прислали в качестве аманата Абульфеиз-султана. Побег из ставки Галдан Цэрэна полностью выдуман сценаристом. Анахронизм + исторически неверно.
30. Надо отметить, что «решительной битвы» за город Туркестан не было – та битва, в которой впервые принял участие Аблай, и лавры победы в которой теперь современные казахские летописцы приписывают ему, произошла в 1730 г. к юго-востоку от Балхаша (а не к юго-западу, где находится Туркестан) в Анракайской долине. Благодаря таланту Абулхаир-хана, сумевшего создать временную коалицию казахских ханов и султанов, казахи смогли разгромить немногочисленные джунгарские войска (основные силы джунгар воевали в Халха-Монголии с Цинами). В результате джунгары отступили из низовьев Или. Однако ни о какой выдающейся роли Аблая в этой битве говорить не имеет смысла – ему было всего 19 лет и его единственным подвигом оказался удачный поединок с джунгарским воином. Тем не менее, в дальнейшем придется отметить еще ряд несообразностей этой «битвы», поскольку она одна хоть немного показана в фильме. Касательно самого же факта штурма Туркестана джунгарскими войсками под руководством Галдан Цэрэна – такого факта не было. Исторически неверно.
31. Султан Вали погиб от рук джунгаров в ходе нашествия 1723 г. (т.н. «ак табан шубурынды») вместе со всей семьей. Спасся лишь Аблай, которого верный раб перевез в Ургенч (к югу от Арала). Так что отец не мог видеть повзрослевшего сына. Исторически неверно.
32. Толе-бий не искал Аблая – после того, как надежды Аблая на помощь родственников, откочевавших в поисках спасения от джунгаров к Ургенчу обманулись, он перебрался в район Туркестана, где кочевал со своим родом Толе-бий, и нанялся пасти у него верблюдов за кусок хлеба. По легенде, Толе-бий усыновил Аблая под именем Сабалак. Остальное - полет фантазии режиссеров и сценаристов. Исторически неверно.
33. Воинское искусство Аблай постигал с 1723 г., выпросив у бая Давлетгельды коня и вступив в ополчение Богенбай-батыра. «Боевые искусства» Толе-бия не подтверждены даже легендой. Да и сами казахские легенды расходятся в своих сведениях – по одной Аблай пасет скот у Толе-бия, а по другой – у Давлетгельды-бая. Образ мудрого «сэнсэя» Толе-бия полностью лишен исторической основы. Исторически неверно.
34. Даже после Анракайской битвы 1730 г. никакого сокрушения мощи Джунгарии не произошло – Джунгарию так и не смогли одолеть в боях. Правящая знать Джунгарии сама вырыла могилу своей страны, вступив в междоусобицы и призвав на помощь Цинов и казахов. Так что слова Вали-султана о том, что «битва решающая – мы сломали хребет джунгарам» не имеют под собой никакого основания. После Анракайской битвы и заключения в 1734 г. перемирия между Джунгарией и Цин джунгары совершили ряд опустошительных походов в Казахстан и принудили казахских феодалов признать свою зависимость от Джунгарии и выдать заложников от каждого признавшего свою зависимость рода. Исторически неверно.
35. Пушки джунгар имеют сильно европеизированные лафеты. Конечно, влияние Иоганна Рената, шведского юнкера, попавшего в плен к джунгарам в 1716 г. и заведовавшего джунгарской артиллерией в войне с Цинами в начале 1730-х годов (война 1715-1734 годов), отрицать нельзя, но местные условия не позволяют быстро перебрасывать такие большие орудия на столь значительные расстояния – от среднего течения Или до Туркестана по картографической прямой «всего-то» километров 800 через горы и реки при отсутствии гужевых дорог. Исторически малодостоверно.
36. Джунгарская артиллерия начинает обстрел города с такой дистанции, что в эффективность такого обстрела верится с трудом. Исторически малодостоверно.
37. Джунгарские войска имели многочисленную пехоту, вооруженную огнестрельным оружием. Однако на штурм идет какая-то шайка оборванцев без прикрытия и т.д. Естественно, такой необеспеченный штурм был обречен на провал. Но так джунгары не действовали – они очень широко применяли своих стрелков из фитильных ружей, что и обеспечивало им тотальное превосходство на полях сражений. Исторически малодостоверно.
38. Джунгарский флаг в фильме несет изображение дракона. Настоящих джунгарских знамен не сохранилось. Имеет место полет фантазии режиссера. Исторически неверно.
39. Аблай-султан стал ханом только в 1771 г., причем в звании хана был утвержден как русской императрицей, так и цинским императором. Поэтому сложно говорить о его роли в собрании казахских племен в единый народ и о его стремлении к независимости – с 1742 г. Аблай являлся подданным России, а после 1756 г. принял еще и цинское подданство, всемерно оказывая Цинам помощь войсками в действиях против алтайских народов и остатков джунгар. Анахронизм.
40. Возвеличивание Аблая в качестве великого полководца не имеет под собой оснований – в сражениях осенью 1754 г., когда джунгарские претенденты на престол Эрэнджэн, Цэрэн и Бадма Цэрэн пригласили на помощь казахские дружины, казахи были наголову разгромлены даже не всеми силами Джунгарии, а лишь войсками овладевшего престолом Джунгарии Дабачи, не пользовавшегося безоговорочной поддержкой всего населения страны. Роль Аблая в этом походе неясна, но без его благословения (как одного из самых влиятельных феодалов) казахи Среднего Жуза вряд ли решились бы на эту авантюру. В 1755-1756 годах Аблай поддерживал Амурсану, но в 4 сражениях с цинскими войсками бы наголову разгромлен Цинами и сам получил тяжелую рану копьем в бедро, после чего принял цинское подданство и начал преследовать уцелевших джунгар, перекочевывавших в Россию. Войну с Кокандом Аблай вел более политическими, нежели военными средствами – будучи разбит кокандским правителем Ирдана-бием, Аблай вернулся в свои владения и, по мере излечения от тяжелой раны, полученной в боях с кокандцами, вел переговоры с сепаратистски настроенными киргизскими биями, находившимися под властью Коканда. Лишь когда Аблай сумел сформировать «пятую колонну» в Кокандском ханстве, то перевес в силах оказался на стороне казахов и они смогли взять практически без боя большую дань с Коканда. По свидетельству современника событий, капитана И.Г. Андреева, Аблай не был прославлен славными победами, и в качестве его полководческих заслуг можно поставить лишь набеги на киргизов, разоренных войной с Цин джунгар и двумя нападениями на откочевывавших в 1771 г. с Волги в Джунгарию торгоутов, причем сражение у р. Мойынты закончилось разгромом казахов, а битва у Балхаша с обессиленными торгоутами закончилось с ничейным результатом. Торгоуты прорвались из окружения, но были вынуждены бросить всех больных и лишенных скота, попавших в плен к казахам. Реально Аблай был честолюбивым феодалом, сумевшим в установившемся при крушении Джунгарии хаосе найти свое место и стать одним из наиболее влиятельных лидеров Среднего Жуза, что и принесло ему ханский титул в 1771 г. О его полководческих дарованиях на основании имеющихся сведений говорить сложно. Имеет место полет фантазии заказчика фильма. Исторически малодостоверно.
41. Казахи присылают трусливо бежавшему из-под стен крепости Туркестана Галдан Цэрэну глобус. Понятия о шарообразности земли казахи не знали до прихода русских. Исторически неверно.
42. Читая письмо Аблая, приложенное к глобусу, джунгары сравнивают его с глобусом и говорят: "Вот здесь – афгано-индусы". Что такое афгано-индусы – непонятно. Полет фантазии режиссера. Исторически неверно.
43. Советник Галдан Цэрэна говорит про глобус: "Его изобрел Улугбек". Сомнительно, что ойраты знали о существовании Улугбека, поскольку он Тимурид, а не Чингисид. К тому же главным достижением Улугбека было строительство обсерватории и уточнение расположения 1018 звезд при помощи длительных наблюдений, о чем была составлена обновленная таблица Гурагони "Зиджи джадид Гурагони". Глобуса он, увы, не изобретал. Глобус мог быть только русским. Исторически неверно.
44. Казахи поддерживали достаточно эпизодические и нерегулярные контакты с Россией. До глобусов в их общении явно не доходило. Скорее, Галдан Цэрэн послал бы Аблаю глобус, т.к. между Россией и Джунгарией существовали обширные и разносторонние связи, и такие предметы, как русские часы или подзорные трубы (в фильме такой пользуется Галдан Цэрэн) были не редкостью в ставках джунгарских феодалов. Исторически неверно.
45. Непонятно, на каком языке написано письмо Аблая - есть серьезные сомнения, что Аблай был грамотен вообще. На казахском языке тогда не писали. Писали в регионе или на тюрки, но редко (расцвет литературы на нем - период жизни Алишера Навои 1441-1501), или на арабском, или на персидском, или на уйгурском. Межгосударственные вопросы в Центральной Азии обсуждались обычно на ойратском языке. Из русских документов ясно, что он имел личного писаря, а ойратскому языку он научился, пребывая в плену у Галдан Цэрэна в 1741-1742 годах. Знание им других языков (учитывая его сиротское детство) маловероятно, хотя спустя 50 лет после его смерти казахи рассказывали, что он вел переговоры с цинскими войсками на китайском языке (что маловероятно, т.к. цинские войска в Джунгарии и Казахстане состояли в большинстве своем из монголов и частично из солонов и маньчжуров – возможно, в оригинале информации, сообщенной А. Левшину, указан «чурчитский язык», т.е. маньчжурский, что вполне вероятно, т.к. военачальники цинского войска были и монголы и маньчжуры, но, скорее всего, здесь имелся в виду монгольский язык, которым Аблай овладел во время своего пребывания в плену у Галдан Цэрэна). Соответственно, вопрос о языке письма и его авторе остается открытым. Исторически малодостоверно.
46. Трогательный момент – вручение сабли Аблай-султана (отца Вали-султана) молодому Аблай-султану в г. Туркестан. Можно спорить, вручалась ли такая сабля казахскими феодалами Аблаю, и существовала ли она вообще, но известная в истории сабля Аблая была вручена ему при принятии российского подданства в 1740 г. (стандартное пожалование от русских императоров – сабля, шуба и шапка + грамота на ханство). Сохранился обломок клинка с гравированной надписью на русском и арабском языках. 100% ошибкой назвать нельзя, но следует признать, что сцена с саблей чрезмерно пафосна.
Еще о городе Туркестане - сюжет пытаются закрутить вокруг этого города, по всей видимости, в связи с тем, что в Туркестане был похоронен святой Ходжа Ясави, основатель дервишеского ордена Ясавийе (второе название Туркестана – Ясы). Как кажется, это связано с тем, что в фильме необходимо было представить ислам коренной религией казахов и показать их стремление умереть за святыни ислама в противоположность «язычникам»-джунгарам (на деле – ревностным буддистам), хотя до конца XIX века исламизация казахов была весьма поверхностной. Однако это только мое предположение.
Великий полководец и великий политик – разные вещи. Аблай, безусловно, талантливый политик, сын своего времени, усилившийся благодаря умелому маневрированию между Россией и Цин, однако весьма посредственный полководец. И образ Аблая, само собой, оказывается намного сложнее и разноплановее, а его влияние на историю региона гораздо большее, нежели показано в фильме. Фильм не может претендовать на историческую достоверность. В лучшем случае, его можно определить как фэнтэзи на тему кочевого мира.
P.S. Тиснуто на одном из сайтов...